Часть третья 

Наш завод поставлял  пресс-подборщики также на Кубу. Кроме обычных, поршневых пресс-подборщиков, которые прессуют  корма в тюки прямоугольной  формы, весом до 30 кг, завод выпускал еще пресс-подборщики рулонные, которые  скатывали скошенную массу между плоскими ремнями в рулоны цилиндрической формы, диаметром до 1,5 м и весом до 500 кг в 1989 году Куба закупила их 2 штуки для опробования. А вот эксплуатация их оказалась несколько проблематичной. Дело в том, что при прессовании поршневым пресс-подборщиком, подаваемая масса перерезается на прессуемую порцию. В случае же с рулонным пресс-подборщиком, подаваемая масса сплошным потоком идет под вращающиеся ремни и наматывается на цапфы валиков, которые вращают ремни. Для прессования использовались листья сахарного тростника или длинно-стеблевая трава местного происхождения Наматывание привело к поломке подшипника на обоих пресс-подборщиках, находящихся в разных  хозяйствах. В первом хозяйстве сами справились, заменив подшипник на импортный. Во втором случае, в хозяйстве «Сан Кристобаль» провинции Пинар-дель-Рио поломка была серьезнее. С представителем Института испытаний агромашин, ведущим инженером Уильямсом поехали к пресс-подборщику. Вначале заехали на центральную усадьбу хозяйства и взяли с собой главного инженера. Он нас пригласил пообедать в хозяйственную столовую, расписавшись в журнале учета. На Кубе учет четкий. Например, покупаешь в магазине почтовую марку, дают тебе квитанцию и еще счет фактуру. Исписанные бумаги, наверное, дороже той почтовой марки. Пообедав, поехали к пресс-подборщику. Оказалось, что поломался не только подшипник, но и крепящие её к раме, 2 штампованных полукорпуса. Это была уже ненадежность конструкции. По возвращении в Гавану дал телеграмму на завод, чтобы срочно выслали 2 комплекта подшипников  с литыми чугунными корпусами. Конечно, все это делается через «Трактороэкспорт» и наше Министерство «Минживмаш» т.к., в то время заводы не имели самостоятельного выхода на загранпокупателя. Несколько раз звонил Главному конструктору завода. Из-за разницы во времени, приходилось в час ночи идти по пустынной Гаване на переговорный пункт. Недели  через две получил с оказией, заказанные детали. Оперативно сработали все задействованные люди и службы. Поехали мы с Уильямсом в хозяйство за главным инженером. Уже по дороге в бригаду, обращаю внимание, что разговаривают на повышенных тонах. Я испанского языка не знал, а вот Уильямс, окончивший Киевскую сельхоз-академию, отлично говорил по-русски. Выйдя из машины, он мне говорит. - Там дела плохие. - Что случилось? Сейчас увидим. Подходим к пресс-подборщику со стороны заднего клапана, там, где надо менять подшипник и видим; Один, самый крайний правый прессующий ремень перерезан поперек (ремней всего 5). Ремень представляет собой прорезиненною плотную ткань  толщиной 5 мм и шириной 30 см. Обычная транспортерная плоская лента только кольцевая, без стыка. Нужно хорошее мачете, чтобы её перерезать. Я был в растерянности. Как теперь быть? Опять телеграфировать на завод? Вот тебе и революционная Куба. А выход нашли они сами. Уильямс, обращаясь ко мне, говорит - У нас на сахарных заводах транспортерные ленты сшивают специальными скрепками. Может применим здесь? Я отвечаю, что мы никогда не рассматривали этот вопрос. Надо испытать, как сшивка покажет себя в работе в условиях прессования. Закончив дела с заменой подшипника, поехали на сахарный завод. Я не представлял себе, что это за скрепки. Оказалось - это металлическая, штампованная лента, с острыми, загнутыми вверх гребешками, типа расчёски. Отрубаешь необходимой длины 2 штуки по ширине ремня.  Накладываешь, друг на друга, продеваешь между ними проволоку, которая будет служить шарниром. Острые концы гребней вбиваешь в ремень и с другой стороны загибаешь. Все, сшивка готова. Но сколько ремень проработает и не порвется в местах крепления. Во всяком случае, до моего отъезда (почти 3 месяца) было без замечаний. Я и на завод привез 2 образца этих скрепок.

 Группа специалистов «Тракторэкпорта» на Кубе была большая. Только по колесным тракторам ЮМЗ-6 (г. Днепропетровск)-6 человек МТЗ-80/82 (г Минск) -2 человека. А также по другим машинам. Все они специалисты Минтракторосельхозмаша. А вот от нашего министерства «Минживмаша» был только один Василий Федорак - специалист по ПЭ-0,8 выпускаемый заводом «Коломыйсельмаш», что в Ивано - Франковской  области Западной Украины. Пэ-0,8 это многофункциональная машина, навешиваемая на колесный трактор и выполняющая функции погрузчика и бульдозера и экскаватора. А на Кубе её много применяют для погрузки-разгрузки стеблей сахарного тростника и другие цели. Вася уже подал документы на 3-й год продления, отлично говорил по-испански и был как у себя дома. У него  была служебная машина Жигули 7-й модели, небесно-голубого цвета. Как то мы поехали с ним в командировку в провинцию VILLA CLARA. В пригороде SANTA CLARA забронировали места в гостинице в пальмовой роще, где каждый номер стилизован под вигвам, и поехали по хозяйствам. Обратно ехали через центр города. Был уже вечер. Вдруг машина заглохла. Вася то и дело пытался заводить, посадил аккумулятор. Стали толкать. Вначале толкал я один, но быстро выдохся. Стали толкать вдвоем, ни какого эффекта. Подошли 2 молодых, смуглых, высоких красавца и стали помогать. Машина не заводится, хотя бы чихнула. Один из парней останавливает такси проезжавшую мимо , что-то сказал ему и обращается к Васе на испанском, тот достает трос из багажника, и водитель такси, зацепив нас, едет за город к отелю. Подъехав к отелю, отцепляется и, Вася не успел достать деньги  и сказать «Грасия», как тот развернулся и уехал. Утром Вася почти до обеда, что-то делал, куда - то ездил на такси, что-то доставал. В итоге исправил.  Я спросил - Что там было? Он коротко ответил - Трамблёр полетел. После Монголии, я эти поломки-ремонты на дух не переносил, и мог только ездить пассажиром или толкать машину сзади, и то недолго. Как-то в Гаване, мы с ним заехали в Торгпредство, и он пошёл за корреспонденцией для работников «Трактороэкспорта». Вернувшись, взял одно письмо и со словами - «От матери письмо получил», стал читать. Меня поразило, как он на глазах изменился. Лицо его из веселого выражения стало серым и растерянным. Я, нарочито, беспечно спросил, - Ну, что там пишут? Он угрюмо ответил, - Украина будет выходить из Союза. Я чуть не поперхнулся слюной. Вот тебе новость с братской Украины! Было это в феврале 1990 года. Потом уже, через некоторое время, я понял причину его сильного расстройства. Он ведь подал документы на продление на 3-й год. А при выходе Украины из Союза, он становился гражданином другого государства. А  за неделю до моего отъезда (в конце марта), его нежно-голубую  семерку угнали, прямо от ворот офиса «Трактороэкспорт» , находящейся на первой Авениде, прямо средь белого дня.  Дальнейшую его судьбу не знаю. Продлился или нет, нашли ли машину? Подтверждение его словам, об отделении Украины от СССР я услышал на следующий 1991 год прямо на противоположном берегу Атлантического океана, в Марокко, в городе Касабланка. Пребывал я там по своим пресс - подборщиковским делам. Как-то в августе месяце, в 8 часам утра поднялся в офис на третий этаж. Кое-кто уже был на работе. Меня спрашивают. -Ты слышал? В Москве переворот. Горбачева сняли. Слышать я не мог, так как у меня, живущего в гостиной комнате с телевизором с арабской программой, ничего не было. Новость  шокирующая, но оказывается не для всех. Там был такой специалист с ЮжМаша (г. Днепропетровск)- Владимир Огий. Он пробыл в Марокко 3 года и продлился на 4й год. Отлично говорил и по-арабски и по-французски. Поскольку он старожил, то позволял себе приходить к 9-10 часам. Сидим все в неопределенности. Что дальше будет? Приходит Огий. Ему говорят, - Володя, ты слышал? В Москве переворот, Горбачева сняли. Он опирается двумя руками о край стола и произносит, - «Вот черт, опять не успели». Все вопрошают; - Что не успели-то? Ни сколько не смущаясь и не скрываясь он отвечает - «Да отделиться от Союза!». Тут же сидят; руководитель группы и штатный представитель  «Трактороэкспорт» Стобород Н.А. и его жена занимающая какую-то штатную должность. Видимо, сильно Володя измучился, в ожидании отделения, чтобы смущаться. Характерно то, что минимум 2 года народ Украины с запада (Ивано-Франковск) до востока (г Днепропетровск), оказывается, с вожделением ждал выхода из Союза, а вот Горбачев и Крючков ни слухом, ни духом. Через день, в торгпредстве устроили общее собрание, где торгпред выступил с осуждением ГКЧП и зачитал свое заявление о выходе из КПСС. За ним, стройными рядами потянулись и другие работники торгпредства, вплоть до водителей, с заранее написанными заявлениями о выходе из КПСС. Быстро же пришла директива из центра. Кому - же хочется терять работу в органах Минвнешторга или МИД? Только одна женщина, видимо жена какого-то заводского специалиста, вполголоса произнесла, -  Бессовестные, устроили спектакль!

В 2003 году, в. Бишкеке я познакомился с Монгольской семьей. Вначале познакомился с женой, её звали Жаргалсайхан - по работе, а потом и со всей семьей, и естественно подружились. Она была представителем ООН по программе сокращения бедности в Кыргызстане, и объездила всю Киргизию по изучению проблемы. Как-то я пригласил их на дачу, находящуюся в предгорьях, под Бишкеком. Для прогулки прошли немного в горы. И вот, с высоты близлежащего холма, оглядев открывшуюся панораму Чуйской долины, со всеми объектами, возделанными в Советское время (не буду перечислять) она произнесла великие слова – «Дааа. У Советского Союза на все хватало!». Все помолчали, осмысливая сказанное. Я добавил: хватало не только, «какой-то Киргизии» (по М. Барщевскому - радетелю российских денег), но и Монголии и Анголии и Кубе и другим, которых потом всех бросили на произвол судьбы. Мне, выросшему в беднейшем районе на севере Узбекистана, помнится, что я ходил ребенком в детский сад, и в музыкальную школу во время Великой Отечественной Войны. Вечная Слава матерям и Родине, вырастившим нас во время войны. А теперь, великомнящему о себе «огрызку», не хватает даже на детские садики и больницы. «По реке кровавых слез к берегам обмана НЕВЕЗУЧАЯ страна держала путь».

Крупнейший в мире и единственный в СССР  завод пресс-подборщиков, выпускавший до 30 тысяч машин в год, УНИЧТОЖЕН (по нынешней, рыночной терминологии Ликвидирован). От громадного  сборочного и нового окрасочного цеха остались лишь бетонные колонны. В других, еще уцелевших помещениях, жарят чипсы, или разместились швейные цеха. Теперь Киргизия славится своими швейными изделиями, сшитыми на китайских машинках, из китайского материала и нитки. Зачем нужны пресс-подборщика, если нет животноводства? Зачем морочить голову животноводством, когда мясо можно привести, откуда угодно, хоть с Новой - Зеландии. Но, сельчане - то держать скотину. Поэтому, отремонтированный пресс-подборщик, выпуска почти 20ти летней давности стоит до 6 тысяч долларов. А тюк сена, весом до 20 кг стоит зимой 5 долларов и выше (в переводе). В Бишкеке есть рынок автозапчастей. Там есть несколько рядов торгующих запчастями к тракторам, пресс-подборщикам и другой сельхозтехнике. И не редко можно услышать вопрос продавца,- «Вам какую деталь, Советскую, российскую или китайскую?». Советская деталь это «Оригинал». И некоторые  люди торгуют только оригиналом, снятых с разобранных машин.  Потому что это Советская деталь. Остальное это туфта.

Последним достижением в Российско-Монгольских отношениях, я думаю - это введение Россией жесткого визового  режима. Что, конечно – же, укрепляет вековую дружбу между народами-соседями, и способствует экономическим связям.

Несмотря на то, что по национальности я мусульманин, раз в месяц хожу в церковь, чтобы поставить Богу свечку и поблагодарить его за все, что он мне в жизни дал. Не знаю, кто мой Ангел-Хранитель, вторую свечку ставлю Николаю-Угоднику (так мне подсказали). Третью свечку ставлю во здравие живых, родных и друзей. Думаю, АЛЛАХ меня простит. Ведь Бог Един! А если Бог даст, хоть на миг, побывать в Монголии, то преклоню колени и голову к Великой Монгольской земле, поклонюсь монгольскому Будде и обниму своих монгольских друзей. Аминь!

Вместо эпилога - «Много верст в походах пройдено по земле и по воде, но Советской нашей Родины не забыли мы нигде!» - слова из Советской песни.

«Но тут новые барины, хуже Хана – татарина, исковеркали всю страну от Находки до Таллинна» - слова из современной песни

Конструктор сайтов - uCoz